Автор: Михаил Горчаков, дата публикации: 16.10.2017. 11:10

Возрастной рейтинг:16+

Восьмидесятые годы были славным временем для информационных технологий и культуры. Здесь вам и появление компакт-диска, интернета, и даже первого вируса, человеку пересажено искусственное сердце. Кажется, что грядет время, когда будут править передовые технологии — на благо человечества, конечно же. Но писатели-фантасты создают свою версию технологичного будущего, и называют его — киберпанк. И там все далеко не так радужно, как хотелось бы.

Да сколько можно этих бластеров с межгалактическими путешествиями?

Да сколько можно этих бластеров с межгалактическими путешествиями?

Классическая научная фантастика ходила по кругу и практически погрязла в самокопировании, как и любой ортодоксальный жанр. Открывая книгу или смотря новый фантастический фильм, мы в очередной раз окунались в мир будущего с бластерами и межпространственными космическими кораблями, которые видели уже сотни раз. Нужно было свежее дерзкое направление, которое бы плюнуло на все догмы жанра.

Им и стал киберпанк. Четкого определения для направления, в названии которого есть слово панк, искать не стоит. И, как замечал Брюс Стерлинг (один из гуру жанра): с одной точки зрения, киберпанк — это просто все, что пишут киберпанки. На самом деле, немного парадоксально видеть неугасающий интерес к этому явлению в наше время, когда практически каждый человек на планете в любой момент может совершить видеовызов в любую точку мира, например. В 21-м веке научно-техническая революция просто лавиной накрыла человечество, и то ли еще будет… Многое, о чем было рассказано в киберпанке восьмидесятых и девяностых, нынешнему поколению может показаться смешным и даже нелепым, но что-то уже воплотилось в реальность. Жанр, который начинал как бунтарский, затем, как это бывает, опопсел и приелся, вновь почти ушел в андерграунд. Тем не менее, последние годы киберпанк снова задышал полной грудью. Сейчас пишутся книги, выходят фильмы и аниме, создаются игры, вдохновленные бунтарями того времени, в которых пик технического прогресса соседствует с тотальным моральным разложением общества.

Матрица - киберпанк или не киберпанк?

Матрица — киберпанк или не киберпанк?

В этой статье мы решили выделить основные черты киберпанка,  а также порекомендовать самых ярких представителей направления в поп-культуре, будь то книги, фильмы, аниме, и, конечно же, игры. И пусть киберпанк имеет довольно расплывчатые границы, и эксперты с пеной у рта готовы доказывать, что Матрица братьев Вачовски (простите, сестер) — это не киберпанк, мы все же обозначим характерные точки, присутствующие у представителей этого течения.

 

Общая концепция

Сейчас киберпанк как направление очень широк, и авторы, дабы не навлечь на себя лишнего хейта, весьма осторожно называют жанровую принадлежность своих творений. Часто встречаются такие высказывания, как "с элементами киберпанка" или "вдохновленный киберпанком". Это и правильно, ведь в наше время довольно сложно и глупо оставаться в рамках одного жанра, ибо все уже давно изъезжено вдоль и поперек. Так что сейчас киберпанк — это коктейль из научной фантастики, антиутопии, фэнтези, хоррора, нуара и всего, что посмеет добавить автора в свое произведение. Но отличительные черты все же выявить не так сложно.

Технологии
Как мы уже упоминали выше, для киберпанка характерны развитые технологии, искусственный интеллект, не уступающий человеческому (а в некоторых случаях и превосходящий), компьютеризация, роботизация, киборгизация, биоинженерия, генетика и нанотехнологии — все это находится на пике или на подъеме развития. Это если смотреть с технической стороны.

Социум
В социальном плане киберпанк схож с такими жанрами как постапокалиптика и антиутопия. То есть, являет собой моральное разложение общества, упадок культуры, возврат к примитивным ценностям, разгул преступности и киберпреступности, процветающие черные рынки, все это на фоне чудовищного классового неравенства и правящих элит и мегакорпораций. А приправлено это какой-нибудь экологической или климатической катастрофой, глобальной и разрушительной войной.

Цвета
В цветовой палитре преобладают мрачные, темные, хмурые цвета. Яркости добавляют лишь неоновые вывески и препараты, расширяющие сознание и дающие жителям будущего иллюзию счастья, пока вокруг бесчинствуют одичавшие банды, а вирусы и эпидемии косят выживших пачками — выпить воды из под крана сродни самоубийству.

Краски киберпанка

Краски киберпанка

Персонажи
Песонажи, как нетрудно догадаться, отличаются от главных героев классической фантастики. Здесь нет места бравому космопехотинцу, удалому авантюристу или капитану космического корабля, который живет высокими мотивами.
Наркоманы, наемники, преступники, вояки с посттравматическим синдромом, нуарные злоупотребляющие веществами детективы, проснувшиеся и разочаровавшиеся во всем киборги и роботы или просто винтики системы, решившиеся на бунт, и прочие отбросы этих мрачных историй, в которых, в принципе, все являются "отбросами", кроме правящих элит и их приближенных. Вот такие они — наши герои. Герои подстать сеттингу.

Декарт - классический нуарный герой

Декарт — классический нуарный герой

Отдельной строкой идут эти самые элиты — гигантские корпорации, сосредоточащие в своих руках всю власть, контролирующие тем или иным способом все — от верхних этажей сверкающих небоскребов до самых мрачных трущоб. Исключительно для собственной выгоды. Порой они выдают себя даже за богоподных существ, и главным героям приходится с ними бороться.
Живут же властители судеб, как несложно догадаться, в роскоши и изобилии — в архитекурных урбанистических памятниках, пока остальные вынуждены выживать в трущобах, полуразрушенных районах и бараках с минимальными удобствами.

Помогают же нашим героям отчаянные сорвиголовы, которые ютятся там, где Большой брат их не достанет. Им надоел тотальный контроль, они хотят свободы и правды и готовы за это отдать свои жизни. Естественно, помимо рядовых бойцов, в их рядах есть суперхакеры, которые могут взломать все, что угодно, и успешно с этим справляются.

Хакер - важная составляющая киберпанка

Хакер — важная составляющая киберпанка

Эта категория граждан также достойна отдельного упоминания, так как зачастую играет важную роль в истории. Киберпространство — уничтожает человечность. Виртуальная реальность поглощает личности. Персонаж, вдруг, узнает, что вся его жизнь — это просто симуляция или переписанный вариант, или он вообще просто программа. Чтобы прояснить ситуацию, часто требуется помощь героев-хакеров.

 

Эталоны киберпанка
С отличительными чертами мы разобрались. Теперь поговорим о гуру жанра в литературе и самых ярких примерах киберпанка в кино и играх.

Литература
Для этого вернемся в восьмидесятые, когда киберпанк отпочковался и вырос в полноценное направление. Как и в любом жанре, настоящих гуру не так много, остальные же являются жалкими подражателями. Впервые термин киберпанк был применен Брюсом Бетке в одноименном рассказе, но само творчество Бетке к киберпанку отношения не имеет. А вот следующую пару писателей писателей заслуженно называют отцами и гуру киберпанка.

Уильям Гибсон — основатель киберпанка. Лауреат различных литературных премий. Произведения, достойные внимания: Трилогия Киберпространство, включающая в себя романы Нейромант, Граф Ноль и Мона Лиза Овердрайв. Автор рассказа Джонни Мнемоник, экранизированного в 1995 с Киану Ривзом в главной роли.

Уильям Гибсон - основатель киберпанка

Уильям Гибсон — основатель киберпанка

Брюс Стерлинг — известный писатель-фантаст, также лауреат премий в сфере литературы, друг и соратник Уильяма Гибсона. Произведение, достойное внимания — Схизматрица, одна из самых значимых работ в жанре киберпанка.

Брюс Стерлинг - гуру киберпанка

Брюс Стерлинг — гуру киберпанка

Также внимания достойны Руди Рюкер, Майкл Суэнвик,  и Сергей Лукьяненко со своим Лабиринтом отражений.

Кино
Набирая обороты киберпанк перебрался на киноэкраны. И за все время вышло довольно внушительное количество фильмов по теме. Все перечислять не имеет смысла, и мы выбрали тройку лент, которые на наш взгляд хорошо передают дух жанра.

Джонни Мненомик — экранизация упомянутого выше одноименного рассказа Уильяма Гибсона с Киану Ривзом в главной роли. Конечно, различия с литературным источником присутствуют, но вполне интересно и смотрибельно до сих пор.

Джонни Мнемоник - 1995г.

Джонни Мнемоник — 1995г.

Побег из Нью-Йорка - этот фильм панка от кинематографа Джона Карпентера не увидишь в стандартных топах. И это плохо, Карпентер снял крутую и атмосферную историю, а более киберпанкового героя, чем Снейк Плисскин и представить сложно.

Снейк - эталонный герой киберпанка

Снейк — эталонный герой киберпанка

 

Бегущий по лезвию 1982

Бегущий по лезвию 1982


Конечно же, Бегущий по лезвию, продолжение которого не так давно огремело премьерами в кинотеатрах. Фильм руки Ридли Скотта, основой которого является роман Филиппа К. Дика Мечтают ли андроиды об электроовцах, в свое время был не так тепло принят, как хотели авторы, но сейчас является настоящей киноиконой киберпанка. 

Выбрать три фильма было невероятно сложно, и так как киберпанк не имеет каких-то конкретных границ, то запутаться проще простого. Является ли Эквилибриум и Судья Дредд киберпанком, или это антиутопии? Можно ли отнести Бегущего человека и Вспомнить все к этому непростому в идентификации жанру? Споров по этому поводу возникало и возникает много.

Аниме
Япония часто становилась местом действия в произведениях писателей-киберпанков. Неудивительно, что одна из самых технологически развитых стран мира явила свои шикарные ответы в неповторимом стиле.

Кибер-город Эдо 808 — три эпизода в компании опасных преступников, киборгов-убийц, хакеров и даже вампиров. Этот крепкий боевик является отличным примером киберпанка, вне всяких сомнений.

Кибер-город Эдо 808. Вот те самые харизматичные преступники

Кибер-город Эдо 808. Вот те самые харизматичные преступники

Blame! — экранизация одноименной манги, произведенная компанией Netflix. Спорно, но достойно внимания, как образец жанра.

Blame! Экранизация подкачала?

Blame! Экранизация подкачала?

Призрак в доспехах — если разбирать это произведение, то оно является практически эталоном киберпанка, на самом деле, хотя часто жанровая принадлежность определяется, как научная фантастика.

Призрак в доспехах. Есть на что посмотреть

Призрак в доспехах. Есть, на что посмотреть

Игры.
Ну и, конечно, как же без игр. Ведь самая технически развитая сфера развлечений не могла обойти стороной жанр, в котором технологии стоят во главе.

Серия игр Syndicate (не берем во внимание шутер 2012 года) — отличный образец киберпанка по сеттингу, сама же игра включает в себя несколько жанров — от экшна до экономической стратегии. Также обязательно стоит обратить внимание на Satellite Reign — духовного продолжения или ремейка Syndicate.

Deus Ex (серия игр) — первая часть была по-киберпанковски атмосферной и имела целый ряд черт присущих направлению. В последующих частях смешение жанров было более заметным.

Оригинальная Deus Ex создана по канонам киберпанка

Оригинальная Deus Ex создана по канонам киберпанка

System Shock — говоря об играх в жанре киберпанк, нельзя пройти мимо этого культового творения.

System Shock - одна из самых влиятельных игровых серий

System Shock — одна из самых влиятельных игровых серий

Также в этот список можно отнести Remember Me, которая, кроме аппетитного персонажа, многим ничем и не запомнилась, или Hard Reset — топорный, а потому и любимый многими шутер в сеттинге киберпанка.

Из новинок к киберпанку отнесем недавний Observer c Рутгером Хауэром в главной роли. Путешествие по Кракову будущего от Bloober team получило множество положительных отзывов в Steam. Вышедший в сентябре Ruiner — top-down боевик о киборге, жестко и методично уничтожающим систему, также был обласкан в отзывах.

В итоге, как громко бы не заявляли, что киберпанк мертв, невооруженным глазом видно, что жанр расширился и дал жизнь другим направлениям — он до сих пор интересен как создателям, так и простым смертным, иначе не писались бы новые книги и комиксы, не снимались бы новые фильмы, сериалы и аниме, и не создавались игры в сеттинге жанра. Остается верить, что весь ужас останется вымыслом, а нас ждет исключительно светлое будущее.

Отправить ответ

2 Комментарий на "Киберпанк мертв?! — Разбор полетов и История жанра"

Войти с помощью: 
avatar
Ratbag
Гость

Неужели автор на столько некомпетентный человек, что не смог понять что такое киберпанк?
Статья с Википедии, специально для автора данного блога.
Киберпа́нк (от англ. cyberpunk) — жанр научной фантастики, отражающий упадок человеческой культуры на фоне технологического прогресса в компьютерную эпоху. Сам термин является смесью слов англ. cybernetics «кибернетика» и англ. punk «мусор», впервые его использовал Брюс Бетке в качестве названия для своего рассказа 1983 года. Обычно произведения, относимые к жанру «киберпанк», описывают антиутопический мир будущего, в котором высокое технологическое развитие, такое как информационные технологии и кибернетика, сочетается с глубоким упадком или радикальными переменами в социальном устройстве. Жанр близок к антиутопии.

1984.Killuself
Гость

Уильям Гибсон — не основатель киберпанка. Филип Дик не о чем не говорит?
Мечтают ли андроиды об электроовцах?
Статья бред. Такое ощущение что писал дете, загуглившее жанр «киберпанк».

wpDiscuz