Автор: Александр Трухляев, дата публикации: 05.09.2017. 17:09

“Брат, братан, братишка, когда меня отпустит?” — Big Russian Boss 

Возрастной рейтинг: 16+
Зависимость от геймплея игр студии Firaxis Games штука очень серьезная. Многие не верят в это или не воспринимают всерьез, запуская свеженькую Civilization VI или XCOM 2, думая поиграть пару часиков перед сном. Но после нажатия кнопки “Начать новую игру” несчастные геймеры приходят в себя спустя пару суток с мешками под глазами, в которых можно хранить всю картошку с дачного участка Лукашенко, на телефоне — десятки пропущенных звонков и гневных смс от начальника с работы, а на столе — записка от второй половинки, оповещающая о том, что она некоторое время поживет у мамы.


ВНИМАНИЕ: СПОЙЛЕРЫ!


 

С чего всё началось

Здравствуйте, меня зовут Александр, и я сижу на играх от Firaxis Games. Моя зависимость началась с Civilization, но сейчас я крепко подсел на XCOM. Мое знакомство с франшизой о войне с инопланетянами началось с XCOM: Enemy Unknown в сентябре 2012 года. Как сейчас помню, что я тогда я уже был посажен на крючок с помощью трейлеров и геймплейных видео, но пока еще не знал чем это для меня закончится. С этого момента я забыл что такое сон и режим дня. Спустя лишь несколько месяцев я смог, понемногу снижая ежедневную дозировку, слезть с этой игры, но периодически все равно терял целые выходные, выкашивая тонны инопланетян ради спасения человечества.

Но Firaxis Games так просто не отпускает своих “клиентов”. в 2013 году они усовершенствовали формулу XCOM: Enemy Unknown, добавив в игру механизированных бойцов вместе с бионическими солдатами, которые привнесли в игру еще больше крутых механик и потрясающих возможностей. Они назвали свою новый продукт аддоном — XCOM: Enemy Within. И я снова пустился во все тяжкие, подвергая огромному риску свое здоровье, финансы и личную жизнь. Говорят, человек не может прожить без сна больше 11 дней и ночей… Ну что ж, я смог.

Про модификацию The Long War от группы народных умельцев Pavonis Interactive, я не хочу говорить, это было страшное время

xcom_enemy_within-13

Мне удалось прожить два “чистых” года, полных обычных радостей жизни. Я делал успехи на работе, веселился с друзьями, играл во множество просто хороших игр, не вызывающих физической зависимости. Так было до февраля 2016… когда вышла вторая часть XCOM. С этого момента стоит рассказать поподробнее.

XCOM 2 оказалась все таким же крепким коктейлем из тактики и экшена, но при этом гораздо динамичнее и напряженнее. Несмотря на все старания организации XCOM в предыдущей части игры, инопланетяне все-таки захватили власть на Земле, но не войной, а с помощью лжи и пропаганды. Предложив людям избавление от всех болезней и доступ к бесконечным технологическим чудесам, инопланетяне прочно закрепились в человеческом обществе. И лишь ветераны XCOM знали, что пришельцы не лекарство, а смертельная болезнь для всего человечества. Организацию заклеймили террористами, пытающимися возобновить войну между землянами и Старейшинами, и в противовес ей была создана армия Адвента, в ряды которой вошли старые и новые враги из числа инопланетных существ. Теперь XCOM — не последний рубеж обороны, а лишь группа повстанцев с одним единственным кораблем пришельцев с грозным названием  “Мститель”, который инженер Реймонд Шень смог поднять в воздух, а его дочери, Ли Шень, предстояло сделать из него настоящую военную базу для сопротивления.

XCOM-2-w1000

Доктор Вален исчезла, оставив после себя чудовищных, даже по меркам инопланетян, мутантов из дополнения XCOM 2: Alien Hunters, которых она буквально ради интереса создала в период между первой и второй частью. Джон Брэдфорд, бывший центральный директор проекта XCOM, оброс брутальной щетиной и сменил свитер на бронежилет, чтобы возглавить сопротивление, пока у XCOM не хватало главного — коммандера или шефа, как его называют в русскоязычной версии. Шеф, то бишь игрок, который должен вести сопротивление к победе над захватчиками, был схвачен инопланетянами, и на протяжение многих лет из его мозга выкачивали информацию о тактике и стратегии, которую после загружали в солдат и офицеров Адвента. Обучающая миссия XCOM 2 как раз посвящена спасению шефа из капсулы гибернации в лаборатории Адвента.

После освобождения коммандера XCOM начинает действовать в полную силу, и как раз вовремя — примерно в тоже время инопланетяне приступают к реализации проекта “Аватар”. Здесь есть странный момент — еще в предыдущей части нам четко и ясно сказали, что инопланетяне порабощают разумные расы по всей вселенной, чтобы найти новые тела, способные обуздать псионические способности — для своих Старейшин. Доноры этих самых тел и есть люди — первая подходящая раса, на которую наткнулась армия рабов Старейшин. Повторюсь — всё это было известно еще в первой части, а во второй нам преподносят эту информацию будто в первый раз. Но это, впрочем, единственный пробел в сюжете.

Итак, коммандер снова у руля, на этот раз буквально — у руля здоровенного космического транспортника, на борту которого его ожидают старые друзья в лице бородатого Бредфорда и загадочного председателя организации с одним из самых крутых голосов в истории, а также новых членов команды: бывшего ученого Адвента — доктора Тайган, а также дочери и наследницы доктора Шеня — инженера Лили Шень. А так же десятков отчаянных бойцов человечества, готовых в любой момент взять в руки винтовки, пулеметы, дробовики и снайперские винтовки, чтобы потом и кровью выцарапать свободу для планеты Земля.

Жирный плюс новой части — это широкие возможности кастомизации бойцов, позволяющие создать действительно уникальных солдат, подчеркнув их характеры и классы с помощью множества мелких деталей, типа крутых солнечных очков, оголенных бицепсов с татуировками, боевых раскрасок и камуфляжей. Позднее были добавлены новые предметы кастомизации из DLC, которые выглядели, мягко говоря, странно, особенно паки одежды Anarchy's Children и Resistance Warrior Pack, которые имеют “в основном отрицательные” отзывы в Steam. Зато мододелы смогли порадовать богатым разнообразием действительно крутых элементов кастомизации, в частности, великолепный мод Capnbubs Accessories Pack.

XCOM2_DLC_ACkeyart

Благодаря вышеперечисленным возможностям, время прохождения увеличивается на порядок — кастомизатор пожирает время, как огонь бумагу, а ведь нам кроме выбора цвета татуировок предстоит объединить отряды сопротивления по всей планете под флагом XCOM, заново раскрыть заговор инопланетян и донести до мирных граждан страшную правду, тем самым спасти их от ужасной участи быть переработанными в генетический суп, как в этом вашем Евангелионе. Попутно нужно будет взорвать несколько десятков военных баз и лабораторий Адвента, захватить или ликвидировать коллаборационистов, работающих на инопланетян, спасти и принять в команду множество отважных инженеров, ученых и простых солдат, которые будут изобретать и применять все новые и новые способы эффективного уничтожения инопланетной заразы — экзоскелеты с тяжелым вооружением, экспериментальные гранаты и боеприпасы, голографические приманки (привет фильму “Вспомнить всё”), лазерные мачете, а также многое, многое другое.

А в конце нас ждет эпичная развязка, включающая присутствие самого шефа XCOM на поле боя в теле Аватара, разборки между псайкерами на дне Тихого Океана в лучших традициях Людей Х, жалкие попытки инопланетян вымолить хоть какой-то компромисс путем угроз и подкупа и освобождение всей планеты от сил Адвента. И жил бы они долго и счастливо, если бы не зловещее свечение из трещины в руинах тихоокеанской базы Старейшин… Если в третьей части из этой трещины полезут кайдзю и XCOM построит гигантских роботов для борьбы с ними, а игра будет называться XCOM 3: Тихоокеанский рубеж, то это будет лучшее продолжение всех времен, но пока что это — мои личные влажные мечты.

Final_Four_Jaegers.00_00_02_06.Still001Через некоторое время после выхода XCOM 2 появились два сюжетных DLC.

Первое — ламповая и трогательная история “Последний подарок Шень”, которая раскрывает правду о смерти отца Лили, а так же добавляет в игру механизированных бойцов, пожалуй, не таких крутых био-киборгов, как в первой части, но все таки имеющих пару весомых аргументов на поле боя.

Второе DLC — взбесившее половину игроков дополнение “Охотники на пришельцев”, благодаря которому в игре появились “Правители” — опаснейшие мутанты, созданные доктором Вален, а так же пак оружия в духе Ван Хелсинга. С одной стороны, довольно интересно узнать подробности о биологии и устройстве общества инопланетян — благодаря отчетам доктора Вален; с другой стороны, сталкиваться с этими “Правителями” на поле боя… это не то, чтобы сложно, это просто бесит. Каждый правитель обладает мощными силами, способными уничтожить или вырубить весь отряд XCOM, при этом они действуют не как обычные противники: вместо того, чтобы дождаться следующего хода, Правители реагируют буквально на каждый чих отряда XCOM. Перебежал в укрытие — Правитель наносит удар и оглушает половину твоей команды. Дальше — крутись как хочешь. При этом Правители, получив значительный урон, сбегают через портал, чтобы появится в другой случайной миссии и снова попортить кровь отряду, появившись ниоткуда. А убивать этих монстров нам предлагают ультимативным оружием, которое так же прилагается в DLC… парой топоров, одним кремниевым пистолетом, единственным однозарядным арбалетом и, внимание, всего одной замораживающей гранатой на всю игру. Воссоздать ее не получится никак, крутись как хочешь. Вот чего мы действительно ждали от научно-фантастической франшизы о войне с инопланетянами, так это рубить зеленых человечков топорами, это прямо-таки верх фантазии. Однозначный фейл, по мнению большинства игроков.

Но всё изменилось, когда на горизонте появился грандиозный аддон “War of the Chosen”, который обещал расширить возможности геймплея XCOM 2 в разы, а так же добавить щедрую ложку сюжета. Итак, мы вспомнили все хорошее и не очень, что было в оригинальной XCOM 2, настало время рассказать об остроумных изменениях и оригинальных нововведениях, прилагающихся с аддоном XCOM 2: War of the Chosen.

 

Три кабальеро из далекой галактики

Собственно “Избранные” — три загадочных наемника, обладающих смертоносными навыками и сокрушительным арсеналом. У всех троих одна цель — уничтожить XCOM и вернуть коммандера в лапы Адвента, однако, каждый Избранный предпочитает действовать индивидуально, ибо наградой за выполнение миссии будет целая планета, та самая, третья от солнца, под названием Земля, которую получит во владение только один из Избранных. Давайте же с ними познакомимся!

xcom_2__war_of_the_chosen-3778286Убийца — заносчивая и высокомерная барышня, предпочитающая ближний бой. Мастерски владеет дробовиками и холодным оружием, а также не гнушается пользоваться гранатами, но самые опасные ее способности — это невидимость, телепортация, невосприимчивость к атакам бойцов XCOM во время своего хода и невероятная мобильность.

Охотник - тролль, лжец и, вероятно, девственник. В его арсенале: плоские шутки, плохие каламбуры и угрозы, которые только он находит забавными. Ну еще мощная снайперская винтовка, транквилизатор, крюк-кошка и оглушающие гранаты. На словах он — Лев Толстой, но если подобраться к нему достаточно близко, то он быстро теряет преимущество в бою.

Чародей — самый поехавший из тройки. Мощный псионик, чем не брезгует хвастаться через слово, истинно верует в то, что Старейшины это боги, а он едва ли не их апостол. Полный псих, характер — скверный, псионические способности — чудовищные.

Избранные появляются посреди миссий, каждый в своем регионе. Их основная задача оглушить одного из бойцов отряда, чтобы извлечь из него информацию об организации. Если боец попадает в плен, то его требуется как можно скорее спасать, чтобы Избранные не успели выпытать из него больше информации, которая шаг за шагом приближает одного из цепных псов Старейшин к “Мстителю” и коммандеру. Избранных можно остановить, уничтожив их, когда они появляются на миссиях, но не до конца, ибо пока вы не выследите цитадель каждого из трех Избранных, они будут возвращаться снова и снова. Да, до того как вы сможете добраться до “иглы Кощея” в логове каждого из Избранных — они абсолютно бессмертны. И пока они живы — вам не будет ни минуты покоя. Избранные постоянно устраивают диверсии, ограничивая возможности XCOM, потихоньку подбираясь к Мстителю. Выследить и уничтожить каждого из них — это вам не два пальца об асфальт, и уж поверьте, пока вы не справитесь с великолепной тройкой — к победе вы особо не продвинетесь.

Приятная деталь — уникальное оружие Избранных можно будет повесить на ваших бойцов, после того как вы разберетесь с этими высокомерными уродами.

 

Старые враги и новые друзья

Так же стан врагов пополнился несколькими новыми юнитами.

Жрец "Адвента" - владеет псионическими способностями на уровне чуть повыше сектоида и гораздо ниже Чародея. Берет под контроль юнитов XCOM, усиливает союзников, не хочет умирать — в первый раз получив смертельный урон впадает в стазис, окружив себя псионическим куполом. Но как известно — что не убивает тебя с первого раза, убьет со второго.

Чистильщик "Адвента" — огнеметчик, изначальная задача которого — зачищать опустевшие после войны города людей от местных зомби, известных как “Странники”, но о них поговорим позже. Довольно жалкий противник, его огнемет чаще всего оказывается малоэффективен, Чистильщик представляет опасность лишь в случае, когда взрывается в момент смерти — не пускайте к нему штурмовиков с мачете, и все будет хорошо.

Призрак — эту тварь стоит бояться и уничтожать в первую очередь, желательно одним точным и мощным выстрелом снайпера. При передвижении Призрак рассыпается на молекулы и становится невосприимчив к любым видам урона, что позволяет ему беспрепятственно добраться до любого вашего бойца. И когда он хватает вашего бойца, начинается самое веселое. Мало того, что он вырубает вашего солдата, так он еще создает его точную копию, с такими же навыками и уроном. Два призрака сократят ваш отряд на треть, и пополнят ряды противника вашими же бойцами. Не лезь, ***, он тебя превратит!

Ну и те самые зомби — Странники. Несчастные люди, которые восстали из мертвых из-за влияния капсул, которые пришельцы сбрасывали на города в первой части. Поодиночке, как и классические зомби, Странники безвредны. Но стоит вам взорвать гранату в зоне их обитания, как появляется целая армия мертвецов. С помощью приманки эти толпы можно натравливать на врагов, но инопланетяне не будут особо отвлекаться на Странников, когда у них под носом сладенькие бойцы XCOM. Стоит уточнить, что Странники, технически, не являются ни зомби, ни даже людьми — под влиянием излучения инопланетных капсул их ДНК изменилась настолько, что они стали абсолютно новым видом. А еще Адвент делает из их мяса гамбургеры, которые так любит доктор Тайган.

Чтобы справится с таким количеством врагов, нам понадобятся друзья! И они у нас есть — целых три фракции, враждующие между собой, но объединяющиеся под эгидой XCOM, чтобы вместе выдворить вон мерзких инопланетян. Будем знакомы!

Жнецы — первая фракция, появляющаяся по сюжету, именно жнецы помогли подготовить нападение на лабораторию, где держали в камере гибернации коммандера. Фракция состоит из суровых русских мужиков и баб, которые и сектопода на скаку остановят и в горящую станцию адвента войдут… чтобы потом ее взорвать. Жнецы — превосходная стелс-пехота, вооруженная уникальными винтовками “Вектор”, внешне похожими на старые-добрые винтовки Драгунова. А еще у первого представителя фракции, которого мы встретим, фамилия “Драгунова”. Отсылочки! В общем, если вам нужно скрытно и быстро подобраться как можно ближе к противнику, чтобы незаметно вынести пару вражин, не прерывая маскировку, то Жнецы к вашим услугам.

Заступники - полу-люди, бывшие солдаты и офицеры Адвента, которые сумели выйти из под контроля и теперь сражаются за свою свободу на планете, где никто им не рад, особенно Жнецы. Но как в классических бадди-муви, напарники, которые ненавидели друг друга становятся верными друзьями, пройдя череду невыносимых испытаний.  Заступники обладают большой мобильностью и могут атаковать несколько раз за ход, чем компенсируют невысокий урон. Аки Скорпион из Mortal Kombat, Заступник может с помощью кошки притянуть врага к себе и нанести удар острыми лезвиями на перчатках… Или даже притянуть себя к врагу! Та же кошка позволяет ему быстро перемещаться по возвышенностям на поле боя. Тактические возможности Заступников крайне разнообразны и гибки, при правильной прокачке из типичного их представителя получается универсальный и грозный боец.

Храмовники - самый любопытный класс. Значительно отличаются от обычных псиоников XCOM. Во-первых, они обучены крайне эффективному ближнему бою с помощью перчаток с энергетическими лезвиями (привет протосы из Starcraft), во-вторых, применение более мощных атак и сила основной рукопашной атаки зависит от концентрации, которая накапливается за счет убийства врагов врукопашную. Храмовник обладает высочайшей живучестью и арсеналом уникальных псионических способностей, позволяющих посылать его прямо в гущу боя с полной уверенностью, что он не только выживет, но и вернется с несколькими отрубленными головами врагов.

 

Бойцы XCOM это вам не пушечное мясо!

Вместе с кучей новых юнитов и оружия, идущих с ними в комплекте, игра претерпела массу изменений в плане геймплея. Начнем с бойцов.

Теперь у каждого солдата есть новый параметр — усталость. Если в прежнем версии солдат мог впасть в панику или получить стресс в результате тяжелого ранения или смерти товарища, то в War of the Chosen отдохнувший и полный сил боец всегда собран и гораздо более устойчив психически. Если же вы посылаете в бой измотанного бойца, то будьте готовы к тому, что он может запаниковать в тяжелой ситуации и стать обузой для отряда. Кроме того боец может получить нехилое психологическое расстройство в результате определенных событий. Например, если солдата во время боя несколько раз душили вайперы, то он начнет боятся вайперов. Если он чуть не погиб в огне, то он может запаниковать, когда рядом вспыхнет пламя. Эти перемены, опять же, делают каждого бойца уникальным, и заставляют поверить, что каждый из твоих подчиненных — живой человек. Которого ты посылаешь умирать под огнем лазерной пушки сектопода.

Также более человечными солдат делает новая механика — “Взаимосвязь”. Между вашими бойцами на поле боя может завязаться дружба (или даже больше), и они становятся напарниками, благодаря чему у них появляется ряд бонусов, вроде увеличения точности или дополнительных действий во время хода. В новом “Центре подготовки” бойцы могут укреплять свою связь, повышая эффективность совместной работы.

x2woc_screen_greatercustom

И, конечно же, полевые братюни могут после тренировки сделать пару селфи в фотобудке! Фотобудка нужно для создания пропагандистских постеров XCOM, которые можно будет потом увидеть в локациях или даже не стенах отсеков Мстителя. Никакого толку от постеров нет, но эта фишка значительно дополняет атмосферу игры.

Навыки бойцов теперь можно значительно расширить с помощью, внезапно, “очков навыков”, которые даются за выполнение миссий в “Центре Секретных Операций” и за отдельные действия бойцов на поле боя, например, за убийство из засады. Если полностью прокачать все навыки у снайпера, то он вполне может заменить собой небольшую армию.

Что немаловажно — разработчики весьма умело вплели в War of the Chosen оба предыдущих сюжетных дополнения, но при этом вырезали из них часть сюжета. Так, теперь производство роботов “ИСКРА” доступна просто так, как еще одна ступенька технологического развития. А ведь миссия DLC “Последний подарок Шеня”, где мы получаем эту технологию, была весьма неплохой, но в War of the Chosen ее полностью вырезали. С другой стороны, это более логично — Адвент использует механизированных бойцов, и XCOM запросто мог разобраться в технологии их производства и без помощи покойного отца Лили Шень.

А вот дополнение “Охотники за пришельцами” изменилось в лучшую сторону. Да, миссия "Благородный зверь", где мы узнаем о научных изысканиях доктора Вален в ее лаборатории в потухшем вулкане где-то в Антарктиде, тоже была вырезана, но зато Правители перестали реагировать на каждое движение пальца ноги бойцов отряда XCOM. Оружие из DLC не претерпело изменений, но стало куда более эффективным в новых условиях боя.

 

Подводя итоги

Таким образом War of the Chosen обогащает XCOM 2 в разы. Игра становится сложнее, интереснее и динамичнее, новые возможности геймплея захватывают дух, а атмосфера игры становится еще насыщеннее. Кроме того, мы узнаем больше о мире игре, о Земле до и после Великого вторжения, о жизни и истории инопланетян. Кстати, в словах Чародея можно уловить весьма интересные и загадочные факты. Например, он сообщает, что люди нужны Старейшинам, чтобы бороться с пока неведомым, еще более устрашающим врагом, и потому должны сдаться. А в конце игры Храмовники, видимо, с помощью своих псионических способностей, наблюдают огромный столп света посреди океана и уверяют нас, что настоящая война еще впереди. А это значит только одно

…Что я уже жду третью часть, чтобы снова наступить на те же грабли — сидеть круглыми сутками за экраном компьютера, не спать ночами, забыв про реальный мир и бытовые заботы, вроде еды и воды. Потому игры от Firaxis Games… никогда меня не отпустят.
1111111