Автор: Григорий Павлов, дата публикации: 23.06.2017. 23:06

Старейший жанр видеоигр shoot 'em up — переживает очередную молодость. Нельзя сказать, конечно, что сейчас он имеет сумасшедшую популярность как в 90-х, однако с «радаров» не пропадают новинки а-ля «перестреляй их всех». Время от времени представители этого жанра появляются на полках магазинов.

Space Invaders. 1978 год, Taito Corporation.
Contra. 1985 год, Konami Corporation.
Tyrian. 1995 год, World Tree Games, Mobila Interactive.
Jets’n’Guns. 2004 год, Rake in Grass.
Neko Navy. 2017 год, DeathMofuMofu.

Эти маленькие, кажущиеся ненужными безделушками на фоне ААА-великанов и зачастую вызывающие лишь «ностальгические ухмылки» проекты умудряются выживать в толкучке на рынке блокбастеров и, более того, находить благодарный отклик. Нонсенс? Удивительно, но это так!  

Nex Machina, вышедшая 20 июня на PC и PS4, лишь подтверждает состоятельность «классики жанра» своеобразным возванием студии Housemarque, в рядах которой — легендарные разработчики Robotron и Resogun, к современному «Играть ради игры!». Вообще, говоря об талантах этой студии, нельзя не отметить их успешный опыт с Outland, запоминающийся «визуал» которой был сдобрен удачными решениями в игровом процессе, а именно — свежим подходом к кооперативу.  

Впрочем, их новое творение несколько отличается от предыдущего. Поскольку за жанровую основу был выбран, как вы уже могли догадаться, shoot 'em up и подан через top-down-shooter. Такой, знаете ли, гибрид, который оказался ОЧЕНЬ жизнеспособным.

Все начинается с сюжета…

Да, тут он есть! Очередное восстание машин. Люди, увлекшись своими «приборами», не заметили, как «пылесос» поумнел, да настолько, что решил скинуть с себя «мясные оковы» и поднял бунт. В результате — «Матрица», «Терминатор»… и все! человечество откатилось назад, как Windows 10. Короче, полный крах цивилизации со всеми вытекающими. Такой незамысловатый «замес» из сюжетных клише, который смог бы расстроить любителей «сильного чтения», если бы не жанровая основа, что за годы существования так и не получила необходимость в мощной истории. Дело в том, что в этом жанре на первое место всегда выходит «процесс», а уже потом всякие там смыслы и… Nex Machina в этом плане не исключение.   Все те, кто следил за игрой, видели тот рисованный ролик, который намекал на что-то интересное в истории. Видели, видели. Однако в игре ничего подобного не будет, так как она насквозь аркадна, и… это хорошо.

Сюжет здесь присутствует "для галочки", слегка дополняя антураж будущего и какую-никакую мотивацию: есть вы — парень с пушкой в шлеме мотоциклиста, и есть они — мерзкие роботы, которых нужно «сдать на металлолом»!

Вся суть Nex Machina в одном скриншоте: Человек против Машин.

Вся суть Nex Machina в одном скриншоте: Человек против Машин.

Внимание: игровой процесс!

Битва за человечество разворачивается в пяти непохожих друг на друга мирах, состоящих из более чем ста уровней. Попасть на них можно через несколько игровых режимов в главном меню: аркадный, арена, одиночный и совместный локальный миры. Что бы вы ни выбрали —  особой разницы не заметите. Главная задача везде одна, а смысл не изменился за последний 30 лет: расстрелять их всех!  Врагов — толпы, как в Alien Shooter, а принцип боя примерно тот же, что и в Enter the Gungeon: попадаете на замкнутую арену, уклоняясь от выстрелов и исстребляя все, что движется, держа зажатым курок, зачищаете уровень и по ходу спасаете людишек, подсвеченных зеленым, и проходите дальше.

Квинтэссенция Alien Shooter и Enter the Gungeon

Квинтэссенция Alien Shooter и Enter the Gungeon

Гибкая настройка сложности меняет трудность прохождения от простой медитации до серьезного испытания, после которого может произойти что-то «страшное» с вашим контроллером.

Конфигурация уровней меняется, порой подкидывая неприятные сюрпризы в виде замкнутых коридоров с лазерами, через которые можно (и нужно!) стрейфиться отстреливая супостатов. Переходы между уровнями происходят автоматически и выглядят круто из-за смены ракурсов и плоскостей.

А вот как раз и смена сторон.

А вот как раз и смена сторон.

Что до нюансов, то время от времени выпадают различные улучшения для оружия, а также прочие приспособления вроде  мин с детонатором, лазеров или мечей.

Набор смертоносных игрушек более чем стандартный, а враги умирают быстро. Все каноны жанра соблюдены: пройдя уровень, в конце вы сражаетесь с боссом. На первых порах они несложные, но постепенно становятся злее и реже прощают ошибки. Драться с ними весело, а «утилизация металлолома» пачками отлично снимает напряжение после трудового дня.null

Ко всему прочему, в Nex Machina можно утилизировать металл с другом с помощью кооперативного режима. Рассчитан он на двоих, и суть в нём не меняется — крушите и ломайте всё, что шевелится. Это задорно, да, но не более. Главное — не терять себя на поле боя.

Геймплей вряд ли удивит вас какими-то геймдизанирскими решениями, так как практически все это вы видели раньше. Да отстрел толпы, боссы там но где же тут что-то такое, цепляющее?

В творческой реализации!

Как вы могли заметить, все выполнено в ярком ретровейв-стиле. Вокруг огни Токио, Лас-Вегаса в выкрученной гамме неонового свечения, а вспышки взрывов лишь добавляют динамики. За графику отвечает значительно переработанная версия воксельного движка Housemarque, которую многие, да и мы тоже, записываем в плюс. Картинка классная. Да что там, все так КРУТО выглядит, что порой в буйстве красок теряешь персонажа и… приходится начинать все сначала. В любом случае выбор именно этого сеттинга оказался живительным глотком для проекта. Ко всему добавляется сочный саундтрек, написанный тремя композиторами, абсолютное попадание в визуал которого довершило общую картину.

Слишком много спецэффектов на квадратный дюйм монитора!

Слишком много спецэффектов на квадратный дюйм монитора!

Что в итоге?

Nex Machina — прекрасный образчик классики в современном исполнении. Да, в ней нет каких-то потрясающих игровых задумок, зато есть принцип, который не изменился за годы: развлекать без лишнего смысла.  Если вам этого мало, то отстрел роботов покажется скучным и ненужным процессом. А если нет, тогда вы отлично проведете несколько вечеров, спасая человечество как в одиночку, так и в компании с другом. NexMachina